pinup_sss (pinup_sss) wrote,
pinup_sss
pinup_sss

Categories:

Российский Этнографический музей



Этнографическому музею не повезло с соседством. Нескончаемый поток туристов устремляется в Русский музей, даже не подозревая, какие интересные коллекции экспонируются  в прекрасном здании с классическим портиком, обращённым  на Инженерную улицу. А ведь каким многообещающим было начало у этого проекта!
Здание было спроектировано в начале XX века специально для Этнографического отдела Русского музея Императора Александра III. По итогам конкурса на проектирование зданий для  Памятного и Этнографического отделов Русского музея был выбран проект архитектора Василия Свиньина. Ранее он выступал как автор программы реконструкции Михайловского дворца для размещения в нём Русского музея.

Новое здание Этнографического отдела стало первым в России сооружением, специально возведенным для музейной экспозиции.

Увы, грандиозному проекту не суждено было быть осуществлённым в полном объёме, помешала Первая мировая война и последовавшие за ней революции.  Помещения фондохранилищ, лаборатории, кабинеты и зал для размещения коллекций отдела,  посвященного памяти Императора Александра III, не были построены. Не были выполнены до конца работы по отделке самого торжественного Мраморного зала, теперь это центральный выставочный зал Российского этнографического музея.

В отделке этого грандиозного по размеру – 935 кв. метров – зала использован отечественный розовый мрамор. Его добывали в месторождении под Олонцом, в Карелии и с немалыми трудностями доставляли в Петербург. 28 колонн на галерее, каждая весом 24 т, сделаны из монолитных мраморных блоков; облицовка стен, пол и ступени выполнены из того же материала. Во время Великой Отечественной войны один из снарядов, попавших в здание музея, повредил мраморные плиты пола, восстановить их не представляется возможным – добычу олонецкого мрамора больше не ведут.

Сейчас в центральном выставочном зале Этнографического музея проходит выставка «Золото Империи инков.  Бог. Власть. Вечность. 2000 лет великой цивилизации».




Очень интересны постоянно действующие экспозиции музея, отражающие культуру и быт народов сначала многонациональной Российской империи, а затем СССР.

Условно экспозиция, посвящённая народам Прибалтийского региона, разделена по характеристике места их проживания. «Люди воды» -рыбаки, «Люди земли» -земледельцы, «Люди леса» - охотники. Орудия труда, национальные костюмы, обрядовые и бытовые предметы – всё это даёт возможность составить представление о том, как жили наши предки.













В музее проходят выставки, одна из них «Красное. Жёлтое. Белое» представляет украшения из коралла, янтаря, жемчуга и перламутра. В культурах разных народов у этих полудрагоценных материалов имелось схожее сакральное значение.

Красный коралл символизировал богатство, власть у мужчин, способность дарить жизнь  у женщин.







Янтарь – солнечный камень, он приносит тому, кто его носит, здоровье, благополучие и достаток.





Жемчуг и перламутр, нежные переливы на их поверхности успокаивают. Жемчужины образуют моллюски – жемчужницы, обволакивая перламутром попавшие в их организм инородные тела. Ранее добычу вели как в море, так и в пресных водоёмах. На Руси в XVI-XVII веков на северных реках жемчужный промысел процветал. Особо ценились гладкие, «скатные» жемчужины, раковины использовались для изготовления пуговиц и отделки перламутром различных изделий. Мелкий жемчуг мастерицы использовали для отделки одежды, вышивая орнаменты или же изображения – лицевое шитьё. Обильно украшались жемчугом церковные облачения, хоругви, оклады для икон в монастырских мастерских. Головные уборы и одежда знати расшивалась узорами из жемчуга, часто в сочетании с золотным шитьём.



В экспозиции Этнографического музея представлен костюм торопецкой женщины в кокошнике-шишаке. Своеобразный головной убор, украшенный «шишками», был распространён в Торопце не только у купчих, но и среди мещанок и зажиточных крестьянок.  Отличался он лишь качеством используемых материалов, в более дешевых вариантах использовался рубленый перламутр или мелкий речной жемчуг. На манекене в витрине как раз «дешёвый» кокошник, украшенный рубленым перламутром.



В собрании Этнографического музея есть кокошники, расшитые жемчугом. Они в числе прочих наиболее ценных экспонатов  — ювелирных украшений из драгоценных металлов  — хранятся в особой кладовой музея за бронированными дверями и ставнями. Увы, очень сложно сделать фото хорошего качества через стекло витрины да ещё и блестящих украшений. Но чего тут только нет! Расшитые золотом и серебром одежды людей и коней, на востоке существовала поговорка, что украшать следует лошадей и женщин, причём приоритет был за лошадьми. Мужчины тоже, впрочем, не отставали, есть тут и богато изукрашеные кафтаны, сапоги и гордость воина - оружие.







В музее регулярно проводятся различные открытые мастер-классы для взрослых и детей. В день нашего посещения в Школе ремесла можно было научиться плести пояс, кружево на коклюшках, познакомиться с приёмами вышивки национальных орнаментов, лоскутным шитьём, вязанием узорных варежек.











За приглашение в Русский Этнографический музей благодарю сообщество spbblog , за интересный рассказ  Наталью Валерьевну Челищеву, заведующую научно-историческим отделом Музея
Tags: #spbinside2019, #КультурнаяВесна, #Московскийкредитныйбанк, #газетаMetro
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo pinup_sss january 16, 2016 10:02 42
Buy for 20 tokens
Сказать откровенно, женщинам никогда, ни в какие времена, не жилось легко. Но всё-таки современным женщинам приходится намного тяжелее, чем их предшественницам. Да, на кострах сейчас не сжигают, и за побои муж может ответить по всей строгости закона. Но это касается физической безопасности. А…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →